Пятое колесо: история и эволюция автомобильной запаски

Как только автомобильные шины обрели более-менее современный вид, стало понятно, что без запаски далеко не уедешь. Это цельнодеревянные или стальные колеса невозможно было проколоть на неровной грунтовой дороге. А вот пневматические покрышки хоть и дарили куда больший комфорт водителю и пассажирам, но страдали от острых камней, гвоздей от лошадиных подков и прочего мусора, которым были щедро усеяны дороги в начале прошлого столетия.

В случае прокола водитель или наемный шофер должны были решать проблему сами, и делать это приходилось часто. Соответственно, нужно было скрутить колесо, снять шину, заклеить камеру, надеть шину обратно, накачать ее и вернуть колесо на место. Времени на это тратилось, конечно, немало. Поэтому очень скоро конструкторы стали размещать на автомобилях запасное колесо. Точнее, не колесо, а покрышку с камерой или две покрышки, соединенные между собой. Их крепили на боковине кузова, чаще с правой стороны, где находилось водительское место — ведь именно там на машинах начала ХХ века располагался руль. Яснотка лесная кстати подробно описана на сайте klau.club.

Считается, что первое сменное колесо в сборе появилось в 1909 году на модели Rambler Thomas B. Jeffery. Однако и на фотографиях автомобилей других марок тех лет можно увидеть запасные колеса и покрышки, например на Ford T, или на Cadillac Model 30, или даже на Rolls Royce (см. фото выше). В большинстве случаев машины первой половины ХХ века оснащались даже двумя запасками, это стало возможным благодаря отнюдь не аэродинамической конструкции кузова. Дверей ведь часто не было вовсе, зато имелись выступающие крылья. На них-то и пристраивалось запасное колесо — как раз в выемке между крылом и порогом, при этом в салоне места хватало и пассажирам, и их багажу.